Оценка безопасности гидротехнических сооружений является важнейшей проблемой при их проектировании, строительстве и эксплуатации, которая решается путем проведения комплекса организационных и технических мероприятий, предусмотренных специальной нормативно-технической документацией. В случае несоблюдения ее требований возможно возникновение аварийных ситуаций на ГТС, которые могут повлечь негативные последствия как для населения, объектов промышленности и инфраструктуры, так и для окружающей среды.
Наиболее распространенными авариями на ГТС являются: обрушение конструкций берегоукрепления, набережной; утечки из накопителей промышленных отходов; гидродинамические аварии на ограждающих сооружениях, сопровождающиеся развитием волны прорыва. Причинами возникновения аварийных ситуаций могут быть как внешние воздействия, так и внутренние проблемы на ГТС, поэтому важно определить основные источники опасности, сценарии возможных аварий, оценить вероятность их возникновения и степень риска их развития.
Анализ риска аварий ГТС проводится на основе проектной и исполнительной документации по ГТС с учетом результатов их обследований в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.2.09-2015 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Экспертная оценка уровня безопасности и риска аварий гидротехнических сооружений. Общие положения". Процедура анализа риска аварий ГТС проводится экспертной группой, включающей персонал, ответственный за эксплуатацию ГТС и специалистов в области анализа риска аварий ГТС, имеющихся в нашей организации и привлекаемых из экспертных центров.
Оценка последствий возникновения гидродинамической аварии на ГТС включает определение границ зон возможного воздействия волны прорыва и ее параметров, а также расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц и окружающей природной среде.
Определение параметров ВП осуществляется методами математического моделирования с использованием уравнений Сен-Венана. Выбор используемой модели зависит от наличия и качества исходной информации, а также от класса ответственности ГТС. Расчет параметров ВП для проектируемых ГТС повышенного уровня ответственности выполняется с использованием сертифицированных программных средств.
Для проведения подобных расчетов нами привлекаются специалисты ведущих научных центров, имеющих соответствующий опыт, применяются ГИС-технологии, представляющие сведения не только о топографии местности, но и о растительности, застройке, коммуникациях и др. данные (например, методика, используемая в АО «НИИЭС» и на географическом факультете МГУ в виде сертифицированной программы расчета волн прорыва «BOR»).
Результаты расчетов по распространению волны прорыва в случае гидродинамической аварии плотин служат основанием для последующих расчетов размера ущерба от аварии, которые наши специалисты выполняют на основе «Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», утвержденной приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 года N 120. Выполняемые нами расчеты проходят успешное согласование в соответствующих органах.
Мониторинг состояния и безопасности ГТС – важнейшее условие его безопасной эксплуатации. Наша организация выполняет разработку проектов мониторинга, инструкций по ведению мониторинга, правил эксплуатации ГТС на основе разрабатываемых критериев безопасности ГТС, руководствуясь действующими нормативными требованиями.